Многочисленные страницы сайтов о психологии пестрят заголовками о позитивном мышлении, настрое себя на успех, представлении прекрасного будущего. И нередко закрадывается сомнение, действительно ли эти методы работают. Интересно, что визуализация часто используется когнитивными психотерапевтами, чтобы помочь пациентам прекратить испытывать тревогу и преодолеть негативные эмоции, например, после посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). А в исследовании, опубликованном в журнале Frontiers of Human Neuroscience, решили взглянуть на то, можно ли такие же техники применять самим дома и будет ли от этого толк.
Сразу расскажем результат – толк от этого будет, и такие мысленные визуализации действительно помогают бороться с негативными эмоциями. И, что кажется немного нереальным, даже изменяют работу нашего мозга.
А теперь по порядку.
«Я успешен, я успешен, я успешен»
Визуализация считается эффективным методом и широко используется в современной когнитивной психотерапии. Множество данных накопилось за почти 60 лет его использования, но практически все они касаются применения метода в присутствии специалиста.
Человек может переживать сильные эмоции и чувства в отсутствии стимулов и исключительно благодаря воспоминаниям, либо представлению чего-то, основанного на воображении. Воспоминания могут быть не только давними, но и совсем «близкими». Например, неприятное общение с боссом утром, которое даже может повысить уровень тревоги и демотивировать. Интересно найти способы, которые помогут противостоять таким ежедневным негативным эмоциональным ответам и в перспективе улучшить эмоциональную устойчивость людей.
Но постоянное присутствие специалиста рядом возможно не для всех, поэтому учёным захотелось посмотреть, будет ли результат, если люди сами попытаются применять этот метод. Для этого набрали группу из 30 испытуемых.
В начале исследования в течение двухдневного интенсивного обучения под руководством квалифицированных специалистов им рассказывали о том, как справляться с негативными воспоминаниями, как использовать позитивные представления о будущем для настроя на достижение целей, как улучшать взаимодействие с людьми. В общем, учили поддерживать эмоциональный баланс. Затем, на протяжении 12 недель, испытуемые каждый день проводили по 15-20 минут, самостоятельно применяя эту практику. А после последней недели вновь пришли на похожее двухдневное мероприятие.
Учёные регистрировали активность мозга в первые два дня обучения и в последние два дня с использованием ЭЭГ, а также проводили анкетирование, чтобы посмотреть, как люди оценивают своё настроение, удовлетворённость жизнью.