11 ШАГОВ К ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ И УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Человек — существо социальное, общественное. Вне общества он чувствует себя некомфортно. Даже интроверты, которым нескучно наедине с собой, время от времени покидают свою нору и выходят в люди. В давние времена самым страшным наказанием за провинность для человека было изгнание из общества.

Жизнь в обществе предполагает соблюдение его законов и определение своего места в нем. Кто-то претендует на роль лидера, кого-то устраивает роль рядового члена общества. Каждый занимает свою ступеньку на социальной лестнице в соответствии с тем, как его оценивают другие и как он сам оценивает себя. То, как человека оценивают другие, во многом зависит от его собственной самооценки.

К человеку с заниженной самооценкой обычно относятся с сожалением, пренебрежительно и не учитывают его мнение при решении каких-то вопросов. Правда, в завышенной самооценке тоже нет ничего хорошего, так как люди с завышенной самооценкой не оправдывают возлагаемых на них ожиданий.

Итак, самооценка — это то, как человек оценивает себя по сравнению с другими. Какие жизненные аспекты влияют на самооценку? Социальный статус, карьера, финансовое положение, ум, интеллект, красота, харизма, состояние здоровья и пр. При заниженной самооценке нарушается баланс этих аспектов. Например, красивый умный человек, имеющий высшее юридическое образование, работает охранником в маленькой фирме. Почему? В глубине души у него сидит неуверенность в своих силах, страх не справиться и убеждение, что он не достоин больших денег и лучшей жизни.

Почему я такой?

Но эти чувства не взялись ниоткуда, на них есть свои причины. Наиболее распространенные связаны с самыми близкими людьми — родителями, которые, как всегда, действуют из лучших побуждений.

Сколько раз нам самим приходилось слышать от них: «Посмотри на других деток, какие они чистенькие, а ты грязнуля!» или «Посмотри, как Дима быстро бегает, а ты плетешься в хвосте!». Такие сравнения с другими детьми не в нашу пользу занижают самооценку с самого детства.

Ребенок взрослеет, но сравнения продолжаются: «Хоть бы тебя кто замуж взял, все подружки давно замужем», «У соседки сын квартиру купил, а ты все на нашей шее сидишь». Неудивительно, что дальше таким человеком будет помыкать муж или жена и все, кому ни лень.

Масла в огонь нередко подливают «добрые» друзья или подружки: «Ты слабак!» или «Мой парень сказал, что ты такая страшненькая и чтобы я тебя больше не приводила в компанию».

Еще одна причина — обесценение. Причем родители сами не замечают, как они занижают самооценку ребенка. Например, нарисовал он картинку и принес показать маме с папой, ожидая похвалы. А вместо нее слышит: «Что это ты нарисовал? Некрасиво получилось!» или «Отстать, мне сейчас некогда!». Взялся он строить игрушечный замок, а ему говорят: «Неправильно строишь, ничего у тебя не получится».

Гиперопека или гипоопека — также причина низкой самооценки. При гиперопеке внимание родителей постоянно сосредоточено на ребенке. Они и шагу не дают ему сделать, чтобы не подстелить соломки, полностью лишая его самостоятельности. Стараясь поступить так, как от него ждут, он теряет собственную индивидуальность. Нередко такого ребенка загружают и спортом, и музыкой, и иностранными языками, чтобы он был не «как все», а более умным и развитым. Но он не в состоянии все это осилить, хотя и пытается оправдать надежды. Ребенок переживает, у него развивается чувство неполноценности и заниженная самооценка.

Самооценка снижается и при гипоопеке, когда родители заняты собой, а малыш предоставлен сам себе. Он пытается привлечь их внимание, но напрасно. Ему кажется, что его не любят, что он никому не нужен. И снова — ощущение неполноценности, собственной вины за то, что он такой плохой и его не за что любить, и низкая самооценка.

Многим потом в течение всей жизни приходится ломать сложившееся негативное убеждение о самом себе, бороться с собой и доказывать, что «право имею». И даже если это удается, из состояния равновесия способна выбить любая неблагоприятная жизненная ситуация — увольнение, развод, измена, чья-то критика. Человек снова начинает верить, что он — ничто.

Тому, кто в детстве не имел подобных проблем, проще справиться с неурядицами.

Как проявляется низкая самооценка

Психологи говорят о деструктивном и конструктивном проявлении заниженной самооценки.

При деструктивном человек игнорирует свои возможности и идет на поводу у своих страхов. Он не думает о карьерном росте, довольствуется тем, что имеет, избегает новых знакомств и компаний из страха совершить ошибку, не соответствовать ожиданиям окружающих, показаться смешным и глупым.

Деструктивное поведение людей с низкой самооценкой проявляется и в их желании оскорбить и унизить других, чтобы возвыситься в собственных глазах. Особенно много таких в соцсетях, где они пишут злобные комментарии под постами и видео людей, пользующихся симпатией и популярностью.

Каково же конструктивное проявление низкой самооценки? Когда-то австрийский психоаналитик Альфред Адлер впервые ввел понятие комплекс неполноценности, присущий людям с заниженной самооценкой, что в целом является негативным явлением. Но тот же комплекс неполноценности для некоторых людей служит мотиватором и позволяет им достичь позитивных целей. «Чтобы быть полноценным человеком, нужно обладать комплексом неполноценности», — такой вывод сделал А.Альфред, считая, что в этом случае активизируется гиперкомпенсаторная функция личности.

Например, древнегреческий оратор Демосфен в детстве сильно заикался, что побудило его изучать ораторское искусство и достичь в нем совершенства.

Читай продолжение на следующей странице